Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Методические недели

В соответствии с планом методической работы школы на 2016-2017 учебный год и планом работы МО учителей естественных наук с 15 мая по 19 мая 2017 года была проведена методическая неделя естественных наук. В этом году предметная неделя была посвящена Году экологии.

Задачи методической недели:

  1. Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.
  2. Вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучению предметов естественного цикла.
  3. Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся, расширение их общего кругозора.
  4. Выявление обучающихся, стремящихся к углубленному изучению предметов естественного цикла.
  5. Привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современности.

В рамках предметной недели было проведёно  внеклассное мероприятие — марафон естественных наук «Знатоки природы». В марафоне участвовали учащиеся 6а, 6б и 5 классов. Командам данных классов было предложено проверить свои знания на станциях: «Биологическая», «Экологическая» и «Географическая». Привлекая учащихся к творческой работе, учителя естественных наук обеспечили членов команд увлекательным материалом биологического, экологического и географического содержания игрового характера.  Данная форма проведения внеклассного мероприятия оставила море положительных эмоций у участников марафона и учителей естественных наук.

Сорокина Н.И. провела 15 мая в 7-а классе урок географии по теме «Российская Арктика. Суровость природы, история изучения и освоения».

Цель урока: воспроизвести знания, полученные на уроках географии и биологии, о суровости природы Арктики, раскрыть закономерности и причинно – следственные связи её особенностей. Особенное внимание на уроке было уделено истории изучения и освоения региона. Учащиеся вспоминали экспедиции, фамилии исследователей и первооткрывателей Арктики. К 80-летию подвига папаненцев учащаяся 7 класса Воронина А. подготовила презентацию на тему «И.Д. Папанин. Станция «Северный полюс 1». Анастасия рассказала и показала фотографии об истории возникновения дрейфующей станции, её работе на льдине, участниках этой экспедиции и их подвиге  в деле освоения и изучения Арктики.  В ходе урока были раскрыты причины повышенного интереса многих стран мира к делу освоения региона в настоящее время.

Подводя итоги урока, учащиеся по достоинству оценили подвиг папаненцев и вклад России в деле изучения и освоения Арктики.

18 мая в 8 классе был проведен урок географии по теме: «Особо охраняемые территории Белгородской области». Цель урока: воспроизвести знания, полученные на уроках географии и биологии об экологических проблемах нашего края и возможных путях их решения, вспомнить виды особо охраняемых территорий и чем они различаются, охарактеризовать особо охраняемые территории нашего края. Тип урока – применение знаний.

При составлении характеристик особо охраняемых территорий нашего края был применен метод работы в группах. Учащимся была предложена дополнительная литература, на основе которой составлялась краткая характеристика той или иной территории, с последующей защитой перед учащимися класса.

Цель урока географии в 10 классе по теме:  «Глобальные проблемы человечества»: создать условия для выявления знаний у обучающихся  о глобальных проблемах человечества и поиска возможных путей решения этих проблем. Тип урока – обобщение и систематизация знаний по теме урока.

Надежда Ивановна провела данный урок в форме беседы, на котором часто возникала дискуссия, где учащиеся отстаивали свои взгляды по возможному решению той или иной проблемы. Урок был проведен 18 мая.

В среду, 17 мая, в рамках проведения недели естественных наук была организована выставка предметных газет, посвященная Году экологии. Учащиеся под руководством учителей естественных наук Ворониной Ю.В., Скорозвон Н.А. и Сорокиной Н.И. подобрали материал для газет, биографии ученых, внесших большой вклад в развитие наук о природе, распечатали интересные факты из их биографии. Выставка была оформлена на 1 этаже школы.

16 мая Ю.В. Воронина провела урок химии в 8 классе по теме: «Соли, их классификация и свойства». Цель урока: создать условия для формирования представлений о классе солей, их номенклатуре и классификации, химических свойствах в свете теории электролитической диссоциации. На разных этапах урока чередовались фронтальная, индивидуальная, парная работа и такие виды деятельности, как наблюдение, проведение опытов, описание и объяснение химических реакций. Познавательная активность учащихся проявлялась при проведении химического эксперимента, ведения наблюдения и определения признаков реакций, распознавания общих закономерностей в химических свойствах солей. Структура урока соответствовала содержанию. Урок получился насыщенным различными видами работы и разнообразным материалом для учащихся. Закончился урок рефлексией.

Для учащихся 5 класса 18 мая была проведена экскурсия по экологической тропе. Цель: создание условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Маршрут экологической тропы начинается от информационного стенда и искусственного водоема, проходит через территорию школы, продолжается на территории парка. Последняя станция на маршруте — «Храм», заканчивается экскурсия на территории школы возле информационного стенда и искусственного водоема. Экскурсия проходила по станциям:

Станция 1. «Дуб»

На данном остановочном пункте экскурсанты знакомятся с видовыми особенностями  растения, данными об истории культивирования, полезными свойствами,  становятся сами исследователями: определяют возраст дерева (по заранее заготовленным спилам), рассматривают обитателей коры деревьев, учатся составлять цепи питания, определять жизненнное состояние дерева по эколого-морфологическим описаниям.

Станция 2. «Первоцветы»

Ребята знакомятся с первоцветами, произрастающими в парке, с их морфологией, причинами исчезновения. Называют возможные способы сохранения первоцветов.

Станция 3 «Муравейник»

На этой станции учащиеся знакомятся с маленькими тружениками – муравьями, узнают их роль в природе, образ жизни, устройство муравейника. Также дети вспоминают стихи, загадки, сказки, народные приметы, связанные с этими животными.

Станция 4 «Кострище»

Ученикам предлагается назвать причины пожаров, способы их тушения. Обращается внимание на правила поведения при пожаре в лесу.

Станция 5 «Мир насекомых»

На данном остановочном пункте экскурсанты знакомятся с видовым разнообразием насекомых парка, отмечают среди них редкие и исчезающие виды, узнают роль насекомых в природе, называют экологические связи, возникающие у этих живых существ с обитателями парка.

Станция 6 «Пестрая семейка»

Птицы, обитающие на территории парка, являются хорошими объектами для использования активных форм и методов изучения животных, их взаимосвязей с условиями окружающей среды. Ребята  учатся определять виды птиц по готовым определителям, голосам.

Станция 7 «Храм»

Любить природу, беречь и охранять живой мир вокруг нас, человек может только с чистым сердцем и душой. Поэтому не случайно экскурсия заканчивается станцией «Храм». Учащиеся знакомятся с историей строительства Храма в селе Веселая Лопань, узнают о намечающихся православных праздниках.

Заключительная станция

На станции были подведены итоги экскурсии и оформлены отчеты.

В 9б классе 19 мая был проведен экологический урок «Сделаем вместе». Цель занятия — развить ответственное отношение школьников к отходам и стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.

Урок был построен в соответствии с технологией деятельностного обучения, что позволило активизировать деятельность учащихся на уроке, способствовало развитию мышления и аналитических способностей, а также в большей мере позволило учащимся самостоятельно открывать новые знания.

На уроке постоянно прослеживалась связь изучаемого материала с повседневной жизнью, что позволило учителю донести до учащихся актуальность проблемы отходов в России и в мире, показать её масштаб.

Правильно подобранные учителем виды деятельности для различных этапов урока, позволили учащимся продемонстрировать свои знания не только по данной теме, но и по курсу «Экология».

В конце урока учащимся было предложено рассказать о повседневных практиках, позволяющих каждому школьнику внести свой вклад в решение проблемы отходов.

15 мая 2017 года был проведен урок биологии в 9б классе по теме «Формы взаимоотношений между организмами».

Цель урока: изучить типы взаимоотношений организмов между собой.

Задачи:

  • Изучить различные типы взаимодействия живых организмов.
  • Рассмотреть особенности конкурентных отношений и факторы, определяющие исход конкурентной борьбы.
  • Выяснить роль хищничества в природных сообществах.
  • Определить значение паразитизма в жизни организмов.
  • Ввести новые понятия: «антибиоз», «комменсализм», «протокооперация», «мутуализм».

Урок был спланирован с учетом возрастных особенностей класса и уровнем подготовки учащихся. При подготовке к уроку и для продуктивного использования времени  урока, для организации самостоятельной работы учащихся были подготовлены раздаточный материал по теме и иллюстрации для закрепления материала. Для развития интереса к изучению предмета был использован дополнительный познавательный материал по теме урока. Для проверки домашнего задания были использованы дифференцированные карточки, сильным ученикам заранее были приготовлены карточки с дополнительным заданием.

При организации урока учителем использованы фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися, а также словесные, объяснительно — иллюстративные, практические, частично-поисковые методы.

Для быстрого включения учащихся в работу и высокой степени активности учащихся на протяжении всего урока  использовались: презентация, на слайдах которой отражались ключевые моменты урока; была организована самостоятельная работа с текстом учебника и самостоятельная работа с раздаточным материалом (тестовый контроль).

Структура урока была выдержана. Темп ведения урока и смена видов деятельности способствовали сосредоточению внимания учащихся на протяжении всего урока. Изучение нового материала проводилось с опорой на ранее изученный материал. Взаимодействие между учениками и учителем было доброжелательным, что способствовало установлению атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

16 мая 2017 года был проведен урок биологии в 8 классе по теме «Вредные привычки, их влияние на здоровье человека».

Цель урока: усвоение учащимися знаний о вреде и влиянии вредных привычек на организм человека, об основных заболеваниях; формирование стратегии противостояния вредным привычкам, а также развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

— сформировать у учащихся знания о факторах, негативно влияющих на здоровье человека;

— познакомить с основными заболеваниями организма человека и путями их распространения, профилактическими мероприятиями.

— воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

— воспитывать у учащихся бережное отношение к своему и чужому здоровью;

— продолжить формирование навыков ведения здорового образа жизни;

— способствовать развитию умения анализировать предложенный материал.

На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания разных форм работы.

Подготовлена  презентация по теме урока, организован эксперимент, подготовлены карточки с ситуациями для обсуждения, использовался мультимедийный проектор.

Урок соответствует содержанию программы и поставленным задачам. Прослеживается последовательность и логичность всех этапов урока. Урок способствовал развитию творческих способностей учащихся – подготовленные учащиеся делали сообщения по заданной тематике.

На уроке прослеживались следующие принципы обучения: наглядности, доступности, сознательности с оптимальным сочетанием форм обучения в режиме работы: учитель – ученики, ученик – ученик.

Материал для проведения урока носил познавательный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. Дети не испытывали большие трудности в  выполнении заданий. Предложенный материал урока был тесно связан с жизнью.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, что обеспечивало обратную связь.   Выбранный  темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Ученики сами сформулировали тему урока, поставили цель. На уроке дети работали в парах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.

Проведение урока в форме диалога позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре. Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей,  поощрялась  самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. План урока выполнен полностью. Поставленные цели и задачи были достигнуты.

17 мая 2017 года был проведен урок биологии в 6б классе по теме «Природное сообщество. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания».

Цели урока:

  • углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах, конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей.
  • обсудить экологические и нравственные проблемы охраны природных сообществ; показать, что защита природных сообществ – это дело каждого!

Задачи урока:

  • сформировать понятие «природное сообщество»;
  • раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природные сообщества;
  • формировать умение составлять пищевые цепи, пользуясь материалами учебника, таблицами, личными знаниями;
  • формировать умение сравнивать пищевые цепи и сети питания, описывать природные сообщества своей местности, давать им экологическую характеристику;
  • умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • развивать любознательность, стремление к знаниям;
  • формировать навыки коммуникативного общения.

Выбранная структура урока оптимальна для достижения поставленных целей, так как создает необходимые условия поисковой деятельности учащихся и осознания полученных результатов. Структура занятия соответствует структуре урока изучения нового материала и его первичного закрепления. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности способствуют развитию познавательного интереса учащихся и лучшему восприятию учебной информации. На протяжении всего урока соблюдалась логика изложения учебной информации, которая сопровождалась показом слайдов.

На этапе актуализации знаний учитель логически подвел учащихся к теме урока путѐм проблемного подхода. Использование задания по отгадыванию кроссворда и работа с иллюстрациями слайда дало возможность повторить предыдущий материал, что способствовало лучшему усвоению учебной информации. Изучение блока учебной информации осуществлялось путем выступления заранее подготовленного учащегося, при этом отрабатывалась коммуникативная культура (навыки публичного выступления), а также проблемного изложения нового материала. Учителем использованы различные методы закрепления материала: ответы на вопросы, беседа, работа по тексту стихотворения, работа по карточкам и заданиям. В ходе всех этапов урока учитель обучает учащихся мыслительным приемам и операциям: — отвечать на поставленные вопросы; — делать выводы; — сравнивать; — публично выступать; — работать с иллюстрацией на слайдах, — выдвигать гипотезы. Данные формы работы также направлены на отработку навыков учебного труда и формирование коммуникативной культуры учащихся.

Учитель сумел создать положительный эмоциональный настрой на работу. Рационально использует время каждого этапа урока. Наблюдение за учащимися на уроке показало, что у детей развиты: наблюдательность, логическое мышление, умение быстро работать с разными источниками информации. Умело организованная деятельность учащихся в течение всего урока позволила обучающимся всем вместе сделать правильные выводы и ответить на поставленный проблемный вопрос в начале урока. На уроке соблюдались санитарно — гигиенические нормы, была проведена физкультминутка. Уровень усвоения нового материала на уроке был высоким: все ребята справились с тестами, которые использовал учитель на этапе закрепления знаний. После подведения итога урока, учитель выставил комментированные оценки учащимся. Было дано домашнее задание развивающего характера. Рефлексия, проводимая в конце урока, показала вклад каждого ученика в достижение поставленных в начале урока целей, активность каждого учащегося, эффективность работы класса. Урок достиг поставленной цели.

Закончилась предметная неделя круглым столом, на котором были подведены результаты и итоги ее проведения.

Неделя естественных наук прошла насыщенно, на высоком организационном и методическом уровнях, с использованием ИКТ, различных форм и методов работы на уроках и во внеклассных мероприятиях. Открытые уроки и внеклассные мероприятия показали, что учителями МО проводится целенаправленная работа по формированию у обучающихся интереса к изучению предметов естественного цикла.