Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Информационная безопасность

Официальный сайт областного государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения». Здесь вы найдете информацию о реализуемых Центром развивающих программах социально-педагогической направленности, сможете задать интересующий вас вопрос специалистам Центра, узнать о последних мероприятиях.

 

Информационная безопасность детей
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Кто в ответе за наших детей в интернете?
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. И так по порядку:
1. Правительство. Должны быть законы, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете. Так в России все школы обязали установить программы контентной фильтрации в классах информатики.
2. Поисковики. Многие поисковые сервисы такие как Yandex, Ramler имеют в своем арсенале большое количество настроек, помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в Интернете. А так же есть поисковые системы, предназначенные специально для детей.
3. Семья. Конечно же ни кто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей.
4.Образовательные учреждения.
Защита детей от информационных угроз и рисков Интернет-ресурсов связана с формированием медиа-грамотности. В образовательных учреждениях данная задача может решаться педагогами с использованием различных форм медиа-образования.
Медиа-грамотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.
Медиа-образование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.
Защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и безопасности, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиа-безопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).
Цель проведения уроков медиа-безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
На сайте «Дети онлайн» родители и педагоги могут найти рекомендации, которые помогут вам обеспечить медиабезопасность детей в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи.
Также значимой является совместная работа с родителями по формированию у них базовых знаний, связанных с правилами безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Выделим ключевые рекомендации, которые могут помочь родителям в решении проблемы безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
• Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
• Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
• Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы.
Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
• Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
• Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
• Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
• Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
• Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
• Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать;
• Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей;
• Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
• Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.
Родителям следует обратить внимание на ряд признаков в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
• Беспокойное поведение
Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
• Неприязнь к Интернету
Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
• Нервозность при получении новых сообщений
Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб
Предупреждение кибермошенничества:
• Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
• Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.
Безопасное совершение покупок в Интернет-магазинах
• Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности;
• Необходимо вместе с ребенком познакомиться с отзывами покупателей;
• Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина;
• Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
• Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
• Сравните цены в разных интернет-магазинах
• Позвоните в справочную магазина
• Обратите внимание на правила интернет-магазина
• Выясните, сколько точно вам придется заплатить

Как распознать интернет-и игровую зависимость

Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальнаяаддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:
• навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
• предвкушение следующего сеанса онлайн;
• увеличение времени, проводимого онлайн;
• увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.
Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
• Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
• Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
• Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
• Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
• Делайте резервную копию важных данных.
• Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками

• Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
• Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
• Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности вИнтернете;
• Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
• Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
• Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и др.)

Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете

1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
2. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.
3. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
4. Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
5. Научите детей ответственному поведению в Интернете.Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по MS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
6. Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
7. Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” (www.detionline.com), по телефону: 825 000 15 (звонок по России бесплатный). .
Пять правил безопасного пользования электронной почтой:
1. Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню сообщений.
2. Никогда не отвечайте на спам.
3. Применяйте фильтр спама поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к Интернету).
4. Создайте новый или используйте семейный адрес электронной почты для Интернет-запросов, дискуссионных форумов и т.д.
5. Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.
В приложении 1 помещены ответы на актуальные вопросы родителей по проблемам безопасного пользования Интернет-ресурсами, которые могут быть рассмотрены в ходе собраний, консультаций, а также размещены на школьных сайтах в рубрике «Для Вас, родители».
В приложении 2 помещены информационные материалы для педагогов к проведению с детьми разных возрастных групп классных часов, бесед по проблемам безопасности в сети Интернет.

 

ПАМЯТКА

по безопасности детей в сети Интернет

Классификация интернет-угроз

Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей:

 суицид-сайты;

 сайты-форумы потенцинальных самоубийц;

 наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);

 сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);

 сайты порнографической направленности;

 сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);

 сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые

угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а

также различные виды мошенничества;

 секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).

Правила работы в сети Интернет

  1. Не входите на незнакомые сайты.
  2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем

открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

  1. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите

и очистите корзину.

  1. Никогда не посылайте никому свой пароль.
  2. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
  3. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
  4. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились

в сети Интернет.

  1. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было

указано никакой личной информации.

  1. Не всей информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
  2. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране
  3. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты,

разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям

(законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются

программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки

c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Wmdows\Temporary Internet Files в операционной системе

Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный

контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя

электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет

 Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

 Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что

вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

 Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под

присмотром родителей.

 Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search

(http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM ).

 Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к

стандартному Родительскому контролю.

 Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные

адреса.

 Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью

соответствующего ПО.

 Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации

средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

 Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

 Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

 В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

 Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о

друзьях в реальной жизни.

 Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко

наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

 Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с

Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация

существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать.

При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать

при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

 Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его

выполнения.

 Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

 Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что

вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

 Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под

присмотром родителей.

 Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к

стандартному Родительскому контролю.

 Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет.

 Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по

Интернет. Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с

ними.

 Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты,

чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных

профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

 Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они

могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

 Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

 Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с

Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами

рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и

посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

 Расскажите детям о порнографии в Интернет.

 Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте,

чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

 Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен

или угроз.

Возраст детей от 13 до 17 лет

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются

электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы.

Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет. В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности — соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет.

Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

 Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и

требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный

список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в

чатах).

 Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

 Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми

дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться,

что эти люди им знакомы.

 Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к

стандартному Родительскому контролю.

 Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование

модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

 Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети

Интернет.

 Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных

профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

 Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

 Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их  посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

 Расскажите детям о порнографии в Интернет. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

 Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

 Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства,

распространения сплетен или угроз другим людям.

 Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск.

Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

 

 

 

Список терминов

 Аккаунт (англ.- account) — учетная запись, регистрационная

запись.

 Антивирус — пакет компьютерных программ, останавливающий проникновение

вирусов на ваш компьютер, осматривающий содержимое компьютера на предмет наличия

вирусов. Антивирус также лечит и удаляет

 Администраторы, модераторы сайта — специальные сотрудники сайта, которые следят

за исполнением установленных на сайте правил.

 Базы данных (БД) — специальное программное обеспечение, предназначенное для

организации хранения и доступа к данным (информации). Используются при создании

программных решений для автоматизации сайта.

 Браузер — программа, позволяющая просматривать страницы в сети Интернет. Самые

популярные Opera, Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer.

 Веб-сайт (англ. Website, от web — паутина и site — «место») в компьютерной сети. Когда

говорят «своя страничка в Интернет», то подразумевается целый веб-сайт или личная

страница в составе чужого сайта. Кроме веб-сайтов в сети Интернет так же доступны

WAP-сайты для мобильных телефонов.

 Виртуальный собеседник (англ. chatterbot) — это компьютерная программа, которая

создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими

пользователями.

 Всемирная паутина – это все веб-сайты Интернета

 Домен (англ. domain), Доменный адрес (англ. domain name) — Область пространства

иерархических имен сети Интернет, которая обозначается уникальным доменным именем,

обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) Для каждого зарегистрированного

доменного имени определен единственный Администратор. Это более практичный аналог

IP-адреса. Доменная адресация возникла в Интернет для удобства пользователей: легче

запомнить доменный адрес (например, www.microsoft.com), чем четыре числа IP-адреса.

Доменный адрес может содержать латинские буквы, цифры, точки и некоторые другие

знаки.

 Доменный почтовый ящик, в который поступает почта, приходящая на любые

возможные адреса домена (все-что-угодно@ваш-домен).

 Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net][1]) — всемирная система объединённых

компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

 Игнор — игнорирование, занесение в черный список.

 Логин (от английского log in — «входить в») — это имя, которое вы выбираете для

регистрации в системе или имя, которое система вам сама присваивает. Каждый

пользователь в системе имеет свой уникальный логин. Он помогает системе и другим

пользователям отличить одного пользователя от другого. Новые СМИ или новые медиа (англ. New media) — термин, который в конце XX века

стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации

производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных

медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых,

сетевых технологий и коммуникаций.документов частного лица или организации.

 Он-лайн игры —игровой процесс основан на взаимодействии с другими игроками и

игровым миром, требующий постоянного подключения к Интернету.

 Интернет-магазин Действующим Законодательством РФ не определено понятие

«Интернет-магазин». В классическом понимании «Интернет-магазин»(«Электронный

магазин»;, «Сетевой магазин»; и т.д.), — это интерактивный сайт, в котором: рекламируются

товары и услуги, принимаются заказы на товары и услуги, посетителю, предлагаются

различные варианта оплаты заказанных товаров и услуг, возможна их мгновенная оплата

через Интернет.

 Пароль — набор символов, известный только одному пользователю, необходимый для

авторизации (для «входа») на сайте.

 Персональная страница (персональный сайт) — совокупность Web-страниц, с

содержанием, описывающим сферу интересов какого-либо человека (группы лиц), обычно

созданная им самим. Часто размещается на сервере бесплатного хостинга.

 Посетители — количество уникальных посетителей побывавших на страницах вашего

ресурса.

 Почтовый ящик — дисковое пространство на почтовом сервере, выделенное для хранения,

отправки писем пользователя и т.д. (приходящих на его адрес и подлежащих отправке).

 Псевдонимы (алиасы) — доменные имена, которые указывают на один и тот же web-проект.

 Размер дискового пространства — суммарный размер всей информации, хранимой на

сервере провайдера в мегабайтах (Мб). Обычно в него включаются также размеры файлы

журнала обращений (Log Files), почтовых ящиков и баз данных.

 Регистратор домена — юридическое лицо,оказывающее услуги по регистрации доменных

имен и обеспечивающее передачу в Реестр.

Регистрация домена (доменного имени) — 1) Внесение имени и соответствующего ему IP-

адреса в базу данных DNS-сервера. Регистрация в доменах верхнего уровня обычно

платная. Регистрация доменов нижнего уровня обычно бесплатна и выполняется

провайдером. 2) Закрепление определенного доменного имени за физическим или

юридическим лицом, путем внесения соответствующей информации в регистрационную

базу данных организации, координирующей распределение доменных имен.

 Родительский контроль — это программы и службы, которые позволяют родителям и

опекунам отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-

содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение

через Интернет. Цель таких средств — обеспечить безопасность ребенка в Интернете, и эти

инструменты иногда называют семейными настройками и настройками семейной

безопасности. Windows 7, Windows Vista, Xbox 360, Xbox Live, Bing и другие продукты

Microsoft включают встроенные настройки семейной безопасности

 Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент,

часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или

организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем

или IP-адресом).

 Сервер (Web-сервер) -1) Компьютер или специализированное устройство в сети со

специальным программным обеспечением, обеспечивающий доступ многих пользователей

к расположенной на нем информации и функционирование любых необходимых сервисов

Интернет: http (сайт), E-mail (электронная почта), конференции, ftp и т.п. Для размещения

сайта в Интернет необходим веб-сервер с поддержкой как минимум сервиса http. 2) Сайт,

крупный информационный ресурс Интернета.

 Спам (англ. spam) — рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений

лицам, не выражавшим желания их получать. В общепринятом значении термин «спам» в

русском языке впервые стал употребляться применительно к рассылке электронных писем.

Незапрошенные сообщения в системах мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ)

носят название SPIM (англ.)русск. (англ. Spam over IM). Социальные сети — сайты в Интернете, на которых рядовые пользователи заводят свои

странички для общения с друзьями. Одна из обычных черт социальных сетей — система

«друзей» и «групп». Самые популярные русскоязычные: ВКонтакте, Одноклассники.ш,

Мой Мир, Мой Круг, ЖЖ и др.

 Трафик (traffic) — поток (объем) информации, проходящей через канал связи,

приходящийся на сайт. Может быть исходящим и входящим.

 Тролли, троллинг — (от англ. trolling — «ловля на блесну») — размещение в Интернете

провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между субъектами, взаимные

оскорбления и т. п.

 Файлы, скачивание. Вся информация в компьютере сохраняется в виде файлов. Это могут

быть текстовые файлы, музыкальные, видео, графические, мультимедийные и проч. Файлы

можно создавать, копировать, пересылать (например, по электронной почте), выкладывать

на сайт для скачивания, скачивать, то есть сохранять на свой компьютер.

 Фишинг (от английского fish — «ловить рыбу»)- вид мошенничества в интернете, когда у

пользователя пытаются узнать логины и пароли.

 «Черный список сайтов» (black list), или как еще его называют «скам лист». представляет

собой список сайтов, проектов или людей, которые проводят мошеннические операции в

сети или не выполняют взятые на себя обязательства. В такие «черные списки» (black list),

никогда не помешает заглянуть человеку, прежде чем начать с кем-то сотрудничать или

пользоваться каким-либо сервисом.

 Хиты — количество просмотров страниц, на которых побывали посетители ресурса.

 Хостер (hoster) — Cиноним слова хостинг-провайдер (см.)

 Хостинг (hosting) — Услуга по предоставлению интернет-сервера и обеспечению его

круглосуточной работоспособности. В большинстве случаев предоставляется виртуальный

сервер (т.н. виртуальный хостинг), т.е. программное обеспечение, обеспечивающее работу

необходимых Вам сервисов, но работающее на одной аппаратной платформе с другими

подобными виртуальными серверами. Различают также платный (коммерческий) и

бесплатный хостинг.

 Хостинг-провайдер (hosting provider) — организация, профессионально занимающаяся

предоставлением услуг Хостинга. Лучше выбирать услуги профессиональных Хостеров,

т.е. Компаний, основной деятельностью которых является Хостинг, а не обычных

Интернет-провайдеров, для которых Хостинг дополнительная услуга к основной.

 Хосты — количество посетителей с уникальным IP-адресом.

 Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и

предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений

(называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе

глобальной) компьютерной сети. Электронная почта по составу элементов и принципу

работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как

термины (почта, письмо, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные

особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений.